Франча́йзинг, франшиза – вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения.
Обычно франчайзер имеет многолетний опыт в производстве данного продукта, развил систему, присвоил ей свое имя или товарный знак и обладает знаниями о том, что может привести к успеху, а что нет.
Франчайзи – это лицо, которое покупает право на ведение бизнеса (франшизу) под именем или торговой маркой франчайзера и, таким образом, получает возможность открывать новые предприятия с хорошими шансами на успех.
Сторонами по договору франчайзинга могут быть юридические и/или физические лица, зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей.
Паушальный взнос – единовременное вознаграждение франчайзера в виде определенной твердо зафиксированной в договоре (соглашении) суммы, которая устанавливается исходя из оценок возможного экономического эффекта и ожидаемых прибылей франчайзи на основе использования франшизы, также может рассчитываться как оплата затрат франчайзера связанных с продажей франшизы.
Периодический платеж (роялти) – периодические выплаты, производимые франчайзи (обычно еженедельно или ежемесячно) франчайзеру за использование товарного знака и операционных систем ведения бизнеса. Роялти обычно рассчитывается как процент от валового объема продаж, но может также иметь форму фиксированной платы или быть встроенной в стоимость товара.
Мастер-франшиза – продажа международным франчайзером исключительных прав на развитие всей системы на территории всей страны одному франчайзи. Такой тип франчайзи называется владельцем мастерской лицензии, или мастер-франчайзи. По сути франчайзи становится франчайзером в своей стране. Он продает франшизы другим предпринимателям и собирает с них роялти
ПРЕИМУЩЕСТВА ФРАНЧАЙЗИНГА
Преимущества для фрачази:
1. Использование проверенной бизнес-системы
Прежде чем предлагать свою франшизу на рынке, франчайзер должен «довести до ума» свою бизнес-систему, отработать все бизнес-процессы и доказать эффективность своего бизнеса. Поэтому, приобретая франшизу, предприниматель приобретает уже проверенную и отработанную бизнес-модель, которая доказала свою эффективность.
2. Возможность открыть собственное дело
Несмотря на то, что франчайзер имеет определенную степень контроля , франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.
3. Возможность выбора отрасли
Потенциальный франчайзи имеет возможность ознакомиться с бизнесом франчайзера до этапа инвестирования собственных средств.
4. Возможность снизить риски
Открывая партнерское предприятие, при хорошо проработанной франчайзинговой программе, франчайзи становится частью «семьи», то есть, в отличие от открывающегося независимого предприятия, франчайзер не оставляет партнеров один на один с множеством проблем и рисков начинающего бизнеса.
5. Удачный выход на рынок обеспечен
Одним из основных требований к франшизоспособному бизнесу является востребованность предоставляемых компанией-франчайзором товаров или услуг. Поэтому франчайзи к началу открытия своего предприятия уже имеет круг лояльных бренду потребителей.
6. Минимальные затраты на рекламу и маркетинг
В связи с тем, что франчайзи начинает вести свою деятельность как часть известной сети, его затраты на первоначальную рекламу сводятся к обеспечению рекламы открытия франчайзингового предприятия на локальном рынке.
7. Получение доступа к базе знаний франчайзера
Франчайзер, предоставляя свою бизнес-систему, обучает своих партнеров тому, как нужно эффективно строить бизнес, учитывая все его специфические особенности.
8. Гарантированная система поставок
Так как франчайзинг, как правило, для компаний является приоритетным направлением деятельности, и партнеры — франчайзи — имеют самые лучшие условия, франчайзер стремится обеспечить данное направление наибольшими ресурсами, в том числе это касается и вопросов поставки.
Для франчайзера приоритетная выгода франчайзинга заключается в том, что он получает хоть и небольшой, но гарантировано-стабильный объем продаж своей продукции, так как франчайзи обязаны покупать у него определенные договором партии товара, расходных материалов или иной продукции/услуг.
НЕДОСТАТКИ ФРАНЧАЙЗИНГА
Франчайзи вынуждены следовать правилам и ограничениям, установленным франчайзером, даже если они не приносят максимальной пользы бизнесу.
Франчайзи часто обязаны закупать сырье и продукцию у поставщиков, назначенных франчайзером, что может ограничивать их доступ к свободному рынку и вынуждать покупать сырье и продукцию у ограниченного круга поставщиков.
Для франчайзи могут быть установлены жесткие ограничения на выход из бизнеса, включая запрет на открытие конкурирующих организаций в течение определенного срока или на определенной территории.
Франчайзи редко могут оказать влияние на вопросы централизованного маркетинга и рекламы, но при этом могут быть вынуждены оплачивать централизованные маркетинговые и рекламные кампании.
Стоит помнить, что любая франшиза, будь то известный брэнд или новая марка, нуждается в точной оценке. Рынок, аудитория, бизнес-модель и, конечно, финансовые условия должны быть подвергнуты серьезному анализу. Взаимозависимость партнеров остается одним из наиболее сильных и одновременно уязвимых мест франшизы. Одна сторона отдает партнеру свой имидж и опыт. Ну а другая делает еще более трудный шаг — вкладывает собственные деньги. Для обеих сторон это ответственный выбор. Франчайзеры стараются отбирать своих деловых партнеров, останавливаясь на самых надежных, так и предприниматели стремятся найти наиболее привлекательную франшизу.
Динамичное развитие франчайзинговых отношений на российском рынке, обусловленное ростом числа франчайзеров и франчайзи, связано, прежде всего, с тем, что большинство малых предприятий не имеют возможности предложить конкурентоспособные условия на рынке самостоятельно.
Одним из вариантов их дальнейшего развития становится вход в сеть и начало работы по франшизе.
Оценка привлекательности франшизы:
Если вас привлекла идея франчайзинга как пользователя франшизы, этап анализа и оценки необходим и вам до принятия окончательного решения. Среди вопросов, на которые вам нужно ответить, можно выделить следующие:
1. Является ли предлагаемый для франчайзинга товар или услуга специфическими, то есть может ли покупатель выделить именно этот товар или услугу?
2. Какова цена товара и уровень конкуренции на рынке?
3. Какие преимущества дает вам эта система (обучение, реклама, поставки и др.)?
4. Как соотносится плата за франшизу и затраты, связанные с вступлением в новые отношения?
5. Каковы перспективы вашего бизнеса в данном регионе?
Финансовая стабильность франшизы
При покупке франшизы предпринимателю следует оценить финансовую стабильность организации или лица, ее представляющего.
Существует множество факторов, учет которых позволит предпринимателю убедиться в долгосрочной стабильности и прибыльности организации, предоставляющей франшизу.
Путем прямого опроса владельца франшизы или используя другие источники, предпринимателю важно получить ответы на следующие вопросы:
1. Сколько предприятий – франчайзи объединяет данная организация?
2. Насколько успешна деятельность каждого из участников этой организации?
3. Из чего складывается большая часть прибыли головной организации: из доходов от продажи франшиз (разовые платежи) или из роялти, определяемых в процентах от прибылей франчайзи?
4. Имеется ли у франчайзера управленческий опыт в области производства, финансов и маркетинга?
Некоторые ответы из приведенных выше вопросов могут быть получены в результате анализа отчетов о прибылях и убытках франшизной организации. Личные контакты с франчайзером также помогут узнать о состоянии дел организации. Кроме того, целесообразно установить прямые контакты с некоторыми франчайзи для того, чтобы удостовериться, насколько успешна их деятельность, и выяснить проблемы, с которыми им приходится сталкиваться.
Если предприниматель не может сам оценить финансовую ответственность, ему следует прибегнуть к услугам бухгалтера. Если доступа к финансовой информации нет, предпринимателю необходимо обратиться к внешним источникам информации, таким как франшизная ассоциация, другие франчайзи, бухгалтеры и юристы, библиотеки, промышленные выставки, различные информационные центры.
© 2009-24
Администрация города Мурманска
Нашли ошибку?
Выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter
Разработка и поддержка
Murman.Ru